Рекомендации для родителей младших школьников
«Что такое дисграфия?»
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются
затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским
языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где,
казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких",
но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к
учителю-дефектологу, чаще к психологу, что не совсем правильно.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.
Речевая симптоматика дисграфии.
При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом
овладевают письмом:
$1· выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество
грамматических ошибок;
$1· они не используют заглавные буквы, знаки препинания;
$1· у них ужасный почерк.
В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме
короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов
они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать
уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них
развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе
они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим
трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они
стараются найти работу, где не надо ничего писать.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в
пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы:
$1· "З" и "Э",
$1· "Р" и "Ь" (мягкий знак).
$1· Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш"
или "крючок" в букве "Щ".
$1· Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то
почерк расстраивается окончательно.
Неречевая симптоматика дисграфии.
У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих
психических функций:
- зрительного анализа и синтеза,
- пространственных представлений,
- слухо-произносительной дифференциации звуков речи,
- фонематического, слогового анализа и синтеза,
- лексико-грамматического строя речи,
- расстройства памяти, внимания,
- эмоционально-волевой сферы.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
$1§ недописывание элементов букв (связано с недоучетом их
количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
$1§ добавление лишних элементов;
$1§ пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих
одинаковый элемент;
$1§ зеркальное написание букв.
На что нужно обратить особое внимание:
$1ØЕсли Ваш ребенок левша.
$1ØЕсли он - переученный правша.
$1ØЕсли Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
$1ØЕсли в семье говорят на двух или более языках.
$1ØЕсли Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее
обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и
дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не
наступила психологическая готовность к такому обучению.
$1ØЕсли у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
$1ØСмешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
$1ØОшибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то,
что говорит: лека (река), суба (шуба).
$1ØПри нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные
о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные,
свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква
(клюква).
$1ØПропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта,
моко - молоко, весёлы (весёлый).
Уважаемые родители, обратите внимание!
Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению
дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические
ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения
ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной
логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут
быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что
дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное
развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для
нормального овладения процессами письма и чтения.
Кто способен научить ребенка читать и писать?
Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста -
квалифицированного логопеда, учителя-дефектолога.
Занятия проводятся по определенной системе:
используются различные речевые игры,
разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение
грамматических элементов слов.
Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой
букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к
противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение
от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов,
диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного
состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий
запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" -
полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма.
Несколько советов родителям:
- Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то
разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
- Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания,
это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем
неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
- Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно
меньше унижайте.